А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ И ПЕЧАТНЫХ ТЕРМИНО

          аката

Чистая страница, используемая в издании для композиционно-ритмических целей при оформлении. Иногда - это оборот титульного листа, шмуцтитула.

          Абзац

По немецки "Absatz" означает "отступ". Обычно так называют небольшой период текста, заключающий в себе сверхфразовое единство и выраженный зрительно.

          Абрис

(в полиграфии) - контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении. В литографии абрис наносится на желатиновую пленку и переводится на литографский камень.

          Авантитул

первая страница книжного блока, расположенная перед титульным листом. Содержит часть выходных сведений: издательскую марку, марку серии, реже -эпиграф, посвящение, девиз.

          Автокорректура

Полуавтоматическая или автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу (вывод твердой копии) или пленку (вывод фотоформ).

          Авторская печатная форма

Созданная художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра и пр.), используемая для печатания художественных авторских работ.

          Авторский лист

единица измерения объема литературного или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного текста или 3000 см2 иллюстративного материала. Объем а.л. принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.

          Автосклейка

Автоматическая склейка бумажных полотен при смене рулонов без остановки рулонной печатной машины.

          Автолитография

Литография, в которой печ. форму на литографическом камне, цинковой или алюминиевой пластине изготовляет сам художник, в отличие от репродукционной литографии, в которой печ. Форму с оригинала художника изготовляют полиграфисты.

          Автотипия

Способ воспроизведения полутоновых оригиналов путем преобразования полутонового изображения в микроштриховое при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ и использования способа автотипного синтеза цвета, применяемого в полиграфии при воспроизведении цветных полутоновых оригиналов. Процесс анализа - цветоделения цветных изображений проводится фотографическим способом (с использованием растров), электронным методом (с использованием программных и аппаратных средств). При этом, эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые - более мелкими.

          Автотипный синтез цвета

Воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) различных размеров и форм с одинаковой светлотой отдельных печатных красок, но разным характером их наложения (смешанный аддитивно-субтрактивный синтез цвета). Аддитивный синтез цвета - воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего - R, G, В). Используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.

          Аддитивный синтез цвета

воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего - R, G, В). Используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.

          Акватинта

Вид углубленной гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и слегка травят, затем припудривают порошком смолы с канифолью и подогревают. При этом на пластине образуется мелкое, так называемое, акватинтное зерно. Далее пластину травят в несколько приемов с выкрыванием - от светлых тонов к темным. Создается эффект, близкий к полутоновому рисунку. Этот способ часто применяется в сочетании с офортом, которым воспроизводятся контурные линии и мелкие детали изображения. Может быть использована в качестве печатной формы. Существует несколько способов получения акватинты.

          Акватипия

Печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель.

          Акклиматизация бумаги

Приведение влагосодержания печатной бумаги в равновесное состояние с влажностью окружающего воздуха. Как правило, бумагу выдерживают не менее суток в печатном цехе в подвешенном состоянии или в небольших стопах. Рациональнее выполнять в специальных помещениях.

          Акклиматизация печатной краски

Приведение температуры печатной краски в равновесное состояние с температурой окружающего воздуха для обеспечения правильного проведения печатного процесса. Краска должна быть доставлена в цех не менее чем за 24 часа до начала печатания тиража. Не рекомендуется загружать в красочный ящик печатной машины краску, только что доставленную из холодного помещения, так как при печатании холодной краской возможно перетаскивание краски на оборотную сторону верхнего оттиска в стопе.

          Акцидентный шрифт

"Особые шрифты для особых целей" - это ли не определение акцидентных шрифтов? В предыдущем поколении они кичились чистой геометрией, аллюзиями, романтическими мотивами. Ныне в моде "загрязнение", мотивы грубого шрифтового быта, классические формы, доведенные до абсурда. Производство шрифтового мусора требует, однако, обычного профессионального умения, чего не отнимешь у московских тайп-дизайнеров, идущих по стопам каллифорнийских коллег.

          Акциденция

Этим термином называли мелкие не книжные формы (бланки, объявления, афиши, визитные карточки, пригласительные билеты и др.), целью которых является не столько информативность, сколько привлекательность. Акциденция сегодня - это весь исторический опыт типографики, возведенный в степень вседозволенности в обращении с ним. Если рассматривать акциденцию от ее латинского происхождения accidentia (случайность), то пример на иллюстрации наиболее полно продемонстрирует привлекательность акцидентных вещей, созданных случаем, стихией, явным непрофессионализмом.

          Амбалаж

Материал (плотная бумага), в который упаковывают бумажные рулоны.

          Анаглифическая печать

Способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в изготовлении двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек. Оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга. Рассматривают полученный двухкрасочный оттиск через цветные очки (для каждого глаза свой цвет). Суммарное изображение на оттиске воспринимается объемным коричнево-черным на светлом фоне.

          Аналоговая цветопроба

Цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для способа офсетной и высокой печати) предназначенных к печати. Цветопроба названа "аналоговой" в связи с непрерывным изменением площади растровых элементов при переходе, например, от светов к полутонам.

          Анизотропия бумаги

Различия в физических и технологических свойствах бумаги, как по ширине и длине, так и по верхней и сеточной сторонам листа.

          Анилоксный красочный аппарат

устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика. Красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще "коротким" красочным аппаратом). Он обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключает шаблонирование при печатании. Его недостаток - затруднена местная (зональная) регулировка подачи краски. Используется в машинах флексографской печати, одновременно ведутся работы по оснащению такими аппаратами офсетных машин для печатания газет.

          Анилоксный красочный валик

устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика. Красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще "коротким" красочным аппаратом). Он обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключает шаблонирование при печатании. Его недостаток - затруднена местная (зональная) регулировка подачи краски. Используется в машинах флексографской печати, одновременно ведутся работы по оснащению такими аппаратами офсетных машин для печатания газет.

          Аппликация на переплетной крышке

Прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету, фактуре.

          Атлас цветов (ПАНТОТН)

Систематизированный комплект (набор) разнообразных образцов - цветных эталонов. Предназначен для определения (спецификации, анализа) оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их с эталонными цветами из атласа в условиях одинакового освещения. Оценка цвета предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему по цвету образца. Атлас цветов используется при цветовой коррекции и при выборе цвета для фона (пятая краска) при подготовке издания к печати.

          Афиша

Реклама, одностороннее листовое издание, как правило, крупноформатное, оповещающее о публичном мероприятии и преднаначенное для расклейки.

          Ахроматическая гамма

Все градации серого цвета - от белого до черного.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

Ищите необходимую Вам информацию прямо тут, сразу в в 15 поиковых системах.Не тратте время

Студия дизайна и анимвции

Rambler's Top100 Fair.ru Ярмарка сайтов Качественный хостинг! Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов WWWomen.ru WWWomen online! Туризм и отдых за бугром! Каталог Интернет ресурсов

(c) Design by D. Biruckov 2002 - 2003
All Right reserved


 

Используются технологии uCoz